НЕМЕЦКИЙ МИНДАДЗЕ И ТРОПИЧЕСКИЙ МАЛИК
Жан-Жак Анно и Жаклин Биссет в качестве судей, 12 фильмов в основном конкурсе, Терренс Малик, Эдвард Сноуден и курдский кинематограф — 37-й Московский кинофестиваль рассказал о том, что увидят зрители с 19 по 26 июня.
Московский кинофестиваль расстается с тайнами своей программы постепенно. Про большинство фильмов основного конкурса 37-го ММКФ рассказали еще в Канне в середине мая, там же было названо имя председателя жюри — им стал французский режиссер Жан-Жак Анно. Еще одну порцию информации о Московском кинофестивале организаторы открыли на пресс-конференции в столичном отеле «Метрополь», оговорившись, впрочем, что работа над привлечением новых имен и фильмов продолжится все оставшиеся до начала две недели и окончательно все станет ясно только 19 июня — в день открытия.
Жюри полностью
Жан-Жак Анно будет представлен на ММКФ-2015 не только в качестве главного судьи конкурса. Во время фестиваля пройдет ретроспектива его фильмов, в которой будут показаны, в частности «Битва за огонь» (две премии «Сезар» в 1981 году) и «Медведь» (1988).
Фильм Анно «Тотем волка» будет показан на открытии фестиваля.
Поработать в жюри согласилась и английская актриса Жаклин Биссет; на прошлом ММКФ она должна была представлять фильм «Добро пожаловать в Нью-Йорк», но тогда Биссет приехать не смогла. Также в жюри вошли немецкий писатель, сценарист и продюсер Фред Брайнерсдорфер и российский режиссер Алексей Федорченко («Овсянки»).
Показы фестиваля будут проходить в кинотеатрах «Октябрь» и «Иллюзион», Центре документального кино и летнем «Пионере» в Парке Горького.
Основной конкурс
За главные призы ММКФ-2015 будут бороться 12 фильмов. Сокращение главной программы (год назад в конкурсе участвовало 16 картин, а иногда их число доходило до 20) связано с режимом экономии — бюджет фестиваля уменьшен, он будет в этом году на два дня короче. Представлявший фильмы кинокритик Андрей Плахов заявил, что уменьшилось только количество, но не качество.
В конкурсе принимает участие три российских фильма: «Арвентур» Ирины Евтеевой, «Орлеан» Андрея Прошкина и «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе.
Впрочем, Плахов отметил, что картина Миндадзе — только наполовину российская. Эта драма о предвоенном времени и дружбе между немецким и советcким рабочими снималась в копродукции с кинематографистами Германии и финансировалась совместно.
Анимационно-игровой фильм Евтеевой противопоставляет реальность миру, созданному воображением живописца, а Прошкин в «Орлеане» отправляет своих героев в небольшой городок в алтайской степи, в котором, как выясняется, каждому есть что скрывать.
Кроме того, в конкурсе представлены фильмы из Испании («Герои зла», режиссер Сое Берриатуа), Болгарии («Лузеры» Ивайло Христова), Сербии («Анклав» Горана Радовановича). Есть картина дебютанки из Ливана Раны Салем «Дорога», работа иранца Мехрдада Гафарзаде «Море и летающая рыба», финская «Арми жива» (реж. Йорн Доннер) и японская картина «Будь паинькой» (режиссер Мипо О), а также фильм казахского режиссера Жасулана Пошанова «Шлагбаум».
По словам Плахова, большая часть фильмов конкурса ММКФ посвящены проблемам молодежи, и это сознательный подход отборщиков.
Документальная программа
Документальная часть Московского кинофестиваля делится на две части. В первой семь фильмов будут соревноваться за «Серебряного Георгия», среди которых — «Ларисина артель» российского режиссера-документалиста Елены Ласкари, в которой рассказывает об артели художниц. Так в документальном конкурсе — американо-мексиканская «земля картелей» о борьбе с наркоторговцами, «Ночной кошмар» Родни Ашера — документальное исследование хоррора «Кошмар на улице Вязов», изучение молодых китайских поклонников Мао «Юный патриот».
В рамках ММКФ снова пройдет программа «Свободная мысль», в которую вот уже почти десять лет входят фильмы со всего мира, получившие признание фестивалей и премий.
В этом году в программе 12 картин со всего мира, в их числе «Citizenfour. Правда Сноудена» Лоры Пойтрас — получивший премии «Оскар» и BAFTA фильм о бывшем агенте ЦРУ Эдварде Сноудене.
Еще несколько параллельных программ
Отсутствие в основном конкурсе фильмов из обеих Америк организаторы компенсировали специальной подборкой аргентинского кино, а также фильмом Терренса Малика «Рыцарь кубков», которая входит в программу «Тропическая эйфория».
В эту программу вошли фильмы, действие которых разворачивается в джунглях, и большую ее часть представляют кинематографисты из Индокитая и Латинской Америки — Таиланда, Индонезии, Вьетнама, Перу. Фильм Малика несколько выпадает из заявленной темы — он снят в Калифорнии, отметил Плахов, но по духу близок «тропическому» кино. Та же ситуация и с картиной Зазы Урушадзе «Мандарины», которая рассказывает об эстонцах в Абхазии и в этом году представляла Эстонию в оскаровской категории «лучший фильм на иностранном языке».
Также во время фестиваля будет показана программа курдского кино, которую, по словам организаторов, собирали три года.
Обещан уже привычный для ММКФ посвященный видеоарту «Медиа-форум», «Фильмы, которых здесь не было» — картины из берлинского «Форума», из «Венецианских дней», из каннских «Двухнедельника» и «Особого взгляда». Будет «Женский взрыв» — подборка фильмов женщин-режиссеров, и «Восемь с половиной фильмов», который стал уже традицией ММКФ, а также большая программа китайского кино.
Организаторы выразили надежду, что удастся показать в одной из программ фильм-победитель недавнего Каннского кинофестиваля («Дилан» Жака Одиара) и другие картины конкурса этого смотра; в «Женском взрыве» уже заявлено участие фильма Наоми Кавасе «An» из «Особого взгляда».
Отдельная программа российских фильмов будет полностью объявлена незадолго до начала фестиваля. Сейчас известно, что в ее рамках будут показаны «Ангелы революции» Алексея Федорченко, «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего, «Достали!» Александра Муратова, а также пройдут ретроспективы «Война без войны» и «Литература на экране». Фильмы этой программы можно будет увидеть в Центральном доме кино.
Автор: Игорь Карев